В предыдущих статьях мы рассмотрели все категории гитарного западного производства и вывели прямую связь между ценой и качеством. Но картина рынка электрогитар нашей страны не будет полной, если не рассказать о растущем сегменте, который занимают инструменты, сделанные в России. Чтобы правильнее оценить современную ситуацию, обратимся к истокам.
Развитие отечественного гитаростроения проходило в условиях несколько отличных от западных, и это определило сильные и слабые стороны наших инструментов. С самого начала наши мастера были ориентированы на производство инструментов, а не их ремонт, как это было в Англии и США. Если за границей Советского Союза электрогитар хватало с избытком, то внутри страны их было крайне мало. Продукция, изготавливавшаяся на государственных фабриках и поступающая из ГДР и Чехословакии, никого удовлетворить не могла, и потому третьесортный фирменный инструмент воспринимался как восьмое чудо света. Реальная оценка качества западных гитар отсутствовала, сравнивать было не с чем, и, видимо, поэтому звуковые вкусы рок-музыкантов первых поколений несколько сместились от общепринятых мировых стандартов. Последствия этого разврата ощущаются даже сегодня. До сих пор в среде ветеранов рок-музыки встречаются люди, ведущие разговоры о некоем "старом фирменном саунде", на самом деле являющемся малоприятным гудением гитары и комбика общей стоимостью около 500$.
Первые осознанные попытки изготовления электрогитар в нашей стране были предприняты в начале 80-х годов. Конечно, делать гитары пытались и ранее, но слишком далеки они были от необходимого качества. Информации о том, как делают инструменты за рубежом было мало, и во многом пионерам гитаростроения приходилось полагаться на свою интуицию. К восьмидесятым же годам появилось минимально необходимое количество фирменных инструментов, для того чтобы чисто визуально понять, в каком направлении нужно двигаться. К середине 80-х уже несколько человек делали приличные копии западных электрогитар и даже изредка пытались сделать что-то свое, в результате чего к концу 80-х некоторые отечественные производители вышли на уровень западного потока. В Москве появилось даже отечественное серийное производство - Russtone. В те годы на заказных инструментах, изготовленных на Russton(е) переиграло большинство ведущих гитаристов страны. Западный 35-летний путь развития гитаростроения почти вслепую был пройден нашими мастерами за десять лет, появилась перспектива выхода на более высокий уровень качества, но началась черная полоса в истории производства электрогитар. Дело в том, что на закате "перестройки" дело изготовления электрогитар стало весьма прибыльным. Потребность в гитарах была огромна, а цена фирменного инструмента равнялась зарплате за 2-3 года. Как следствие, появилось множество мастерских, в которых стали изготавливать то, что получило точное народное название - "самопал". "Инструменты" были чудовищны. В ход шло сырое дерево, омерзительные звукосниматели, фурнитура из мягких сплавов. Гитары буквально заливались лаком. Количество брака и плохих инструментов было ужасающим. Цель была одна: побольше и побыстрее заработать. Продукция приличного качества просто утонула в море четырех- и шестиструнного безобразия. Престижу отечественного производителя был нанесен тяжелейший удар. На мой взгляд все это могло закончиться летальным исходом, если бы музыкальная мода не повернулась лицом к клавишным инструментам. Интерес к гитарам упал, любой отечественный инструмент стал называться самопалом, производство перестало приносить прибыль и благополучно самоликвидировалось. Исчезли нерадивые ваятели, а с ними, к сожалению, и большинство мастеров, не выдержавших бесконечной борьбы за существование. Ни одна рекламная компания не могла бы лучшим образом подготовить рынок к массовому приходу западных поточных фирм, чем предыдущая деятельность недальновидных "самопальщиков". К середине 90-х лишь несколько человек продолжали делать инструменты, делая ставку на качество и невысокие цены. Продавать инструменты за бесценок было унизительно, но если не было возможности сбыта за рубежом, то иного выхода не оставалось. Однако, были и положительные моменты: с падением "железного занавеса" появилась неограниченная информация о том, как делаются инструменты за пределами отечества, стало возможным личное общение с западными мастерами, некоторые поработали на гитарных производствах. Несмотря на засилие фирменных инструментов, звук и качество записи у наших музыкантов значительно лучше не стали и по сей день вызывают лишь уныние. Стало понятно, что сравнивать российских гитаристов с западными бессмысленно - там и используют, почему-то, инструменты не с конвейера, и играют несравненно чище.
Сегодня производство электрогитар в нашей стране охватывает все уровни цены и качества: от серийного (для начинающих) и до элитного студийного (top-of-the-line). Стоимость начинается от 200$ и уже дошла до 3000$, но на все инструменты, сделанные в России, цена значительно ниже, чем на аналогичного качества западные. Не стоит забывать и о гарантии - непременном атрибуте любого нашего инструмента
Все гитары, сделанные у нас можно разделить на 3 категории:
- Копирование серийных западных инструментов. Имеет некоторый смысл делать копии традиционных моделей таких, как Strat, Les Paul и т.д. с максимально возможным более качественным, чем у оригинала, подбором электроники и исполнением деревянной части. Ставить "родную" электронику не имеет смысла, ибо она нивелирует все преимущество заказного дерева. Внешне инструмент должен полностью соответствовать оригиналу. Например, при изготовлении модели Les Paul Standard недопустимо использование белого пластика вместо кремового, в этом случае гитара сразу становится похожа на японский клон, а не на родной старый Gibson. Традиционные струнодержатели конструктивно не идеальны, но и в них вносить изменения не рекомендуется по той же причине.
- Концептуальные инструменты. К сожалению гитары этой категории встречаются довольно редко: их себестоимость выше , чем у остальной продукции. Чтобы создать гитару с заранее определенным звуком под конкретного музыканта, нужно обладать достаточными знаниями, фурнитурой, электроникой и возможностью их выбора, а этот джентльменский набор есть не у каждого изготовителя. Кроме того, среди немногих мастеров способных изготовить концептуальный инструмент высшего качества распространено мнение, что отечественный музыкант не способен оценить все преимущества высококлассной гитары, а тем более заплатить за нее хотя бы половину от мировой цены. Конечно, необразованных гитаристов очень много, но, если равняться только на их запросы, то о качественных инструментах и, тем более, прогрессе в их производстве можно забыть. Исходя из собственного опыта, смею утверждать, что случаи, когда музыкант после демонстрации студийного инструмента продолжает считать серийную фирменную модель верхом совершенства, крайне редки и относятся либо к чисто психологическим проблемам человека, либо, увы, медицинским.
- Все, что нельзя отнести ни к первому, ни ко второму типу можно определить, как "самопал". Гитара может быть изготовлена из хорошего выдержанного дерева, укомплектована достойной фурнитурой, но из-за непродуманности конструкции или небрежного исполнения не звучать.
Вышеприведенная вольная градация лишь косвенно говорит о качестве инструмента, а в основном отражает уровень мастера, как разработчика.
Каждый мастер работает в выбранном им диапазоне качества и цены, так что бессмысленно пытаться заказать гитару студийного класса у человека, который всю творческую жизнь делал инструменты за 500-800$. Сколько бы вы не заплатили ему, он все равно сделает инструмент с качеством до 800$: человек - раб своих привычек. По этой же причине высококлассный мастер никогда не будет делать инструмент за небольшие деньги. Сделать инструмент дешевле своего уровня и, следовательно, худшего качества, значит потерять лицо. Имя и безупречная репутация зарабатываются не один год и стоят несравненно дороже одного или нескольких инструментов.
Не забывайте - цена соответствует качеству. Если вы решили заказать гитару у мастера, то убедитесь, что его знания в области гитаростроения значительно глубже, чем ваши собственные.
В противном случае вы рискуете получить инструмент изначально ниже своих потребностей. Есть еще несколько немаловажных деталей, которые необходимо учитывать при общении музыканта и мастера. Одно из правил бизнеса гласит: если продавец в процессе торга значительно снизил цену, значит она была изначально завышена. Именно та цена, на которой вы остановитесь, и будет отражать качественный уровень вашего инструмента. Довольно точно об уровне мастера и его отношении к делу можно судить по тому, какую фурнитуру и электронику он предлагает ставить на свои инструменты. Диапазон от самого дешевого, до самого дорогого должен насторожить музыканта; на мой взгляд, в данном случае или мастер лукавит, или ему безразличен результат. Безразличие к качеству своей продукции проявляется и в нежелании конкретно порекомендовать что-либо из фурнитуры или электроники, и объяснить, что лучше, а что хуже. Конечно, каждый изготовитель хочет иметь как можно большее число заказчиков, но честность и принципиальность в общении с музыкантом должны присутствовать всегда. К сожалению, нередки случаи, когда мастер в желании понравиться заказчику соглашается со всеми его пожеланиями даже в части подбора древесины и конструкции инструмента, несмотря на то, что дизайн и желаемый звук гитары диаметрально противоположны. Приведу пример: звуковая задача - хорошо читаемая скоростная и аккордная игра с яркой атакой; предлагаемая музыкантом конструкция - либо вклееный гриф (например Les Paul), либо сквозной. В следствие исполнения этой конструкции гитарист получит инструмент с глухой атакой и низким резонансом. В отрицательном результате будут виноваты оба: мастер будет виноват, так как был непрофессионален и беспринципен, а гитарист, потому что обратился именно к нему. Чем выше класс инструмента, тем меньше пожеланий по его конструкции должно приниматься во внимание. При создании бас- и электрогитар студийного класса я вообще не принимаю пожеланий по конструкции. Отправной точкой является желаемый звук и удобство игры.
Замечу, что гитаристов, заказывающих студийные инструменты, обычно их конструкция не интересует.Это не значит, что не оговаривается внешний вид гитары, просто данный аспект рассматривается, как следствие основных задач (звук, удобство, функциональность, надежность). Различия в подборе древесины существуют даже среди мастеров высшего уровня. В Европе и Америке (Россия здесь не исключение) можно увидеть два основных направления в конструкции гитар:
- когда используются экзотические породы и фактуры древесины с многочисленными проклейками, кантами, перламутровой инкрустацией и прочими наворотами;
- когда используется древесина строгого внешнего вида с определенным распилом (радиальным) и минимально небходимым числом склеек, позволяющим наиболее точно спрогнозировать звук будущего инструмента.
Гитары первой группы имеют более выигрышный внешний вид и их , естественно, легче продать, что для изготовителя весьма важно. Однако большое число склеек увеличивает риск появления волчков (биение частоты по высоте при звучании одной или нескольких нот) и, на мой субьективный взгляд, скорее отрицательно, чем положительно влияет на богатство звука. Я считаю второе направление более правильным, и несмотря на несколько более сдержанный внешний вид деревянной составляющей инструмента, рекомендую именно его.
Большинство рассматриваемых моментов этой статьи относятся к области психологии музыканта. По уровню качества и надежности инструменты ведущих российских мастеров давно обошли западные поточные и мелкосерийные инструменты, а при наличии желания и финансовых возможностей вы можете заказать и получить гитару студийного класса, легко конкурирующую с инструментами лучших мастеров мира. Российскому мастеру приходится соревноваться не с западным качеством, а с торговыми марками музыкальных фирм. Многомиллионной западной рекламе, в которой задействованы лучшие гитаристы мира, наш изготовитель может противопоставить лишь свое мастерство и знание дела.
Необходимо сказать несколько слов и об отечественных производителях недорогих гитар, конкурирующих с корейской продукцией, Мексикой и прочими третьими странами. То, что российский поток существует, уже можно рассматривать как подвиг. Зарплату в Москве необходимо платить более высокую, чем в каком-нибудь Сеуле или Мехико, фурнитура ставится одинаковая, но ее еще нужно сюда довести и пройти таможню. Несмотря на трудности российские производители стараются ставить нормальные сорта дерева и, в отличие от зарубежных конкурентов, фанеру не используют. Самое удивительное, что цена на отечественные серийные инструменты назначается несколько ниже. Единственное, чего пожалуй не хватает нашим поточникам, так это стабильности качества, но ведь вас никто и не заставляет покупать первую попавшуюся гитару. Обязательно выбирайте из нескольких вариантов, и, чем их будет больше, тем лучше. Конечно поддерживать отечественных производителей некачественной продукции не стоит, но по крайней мере при равенстве цены и качества российского и зарубежного инструмента, купите наш; лучше, если ваши деньги останутся в нашей стране, а не уйдут за границу.
Изредка встречается мнение, что используемое нашими мастерами дерево хуже употребляемого на Западе. Черное дерево, палисандр, красное дерево и венг у нас не растут, а потому поступают в мастерские всего мира из одних и тех же мест. Клен и ясень условно бывают двух видов. Первая разновидность поступает с юга (Молдавия, юг Украины), где климат более влажный и теплый, древесина в основном рыхлая с низкозвучащим резонансом. Диаметр бревен достаточно большой для того, чтобы делать деку из двух и даже одного куска. Эти сорта очень похожи на используемые в западном серийном производстве.
Второй тип древесины поступает из средней полосы России. Климат у нас прохладный, дерево растет дольше, его размеры несколько меньше, чем у южного собрата, но зато оно имеет более плотную структуру, и как следствие, его резонанс выше, а звук гитары ярче. Эта разновидность действительно отличается от американских и европейских поточных стандартов, а аналогом ей может служить древесина канадского происхождения, кстати очень высоко ценящаяся в музыкальном производстве. По своим звуковым качествам и реакции на изменение влажности этот вид мне нравится значительно больше, и по возможности я использую именно его.
Липа, ольха и тополь по своим свойствам примерно такие же, как и за рубежом. Качественный уровень вашего инструмента зависит от большого числа компонентов, основными из которых являются располагаемая вами сумма, квалификация исполнителя вашего заказа и его отношение к делу. В России, как и в любой другой стране, есть мастера, работающие честно с глубоким знанием предмета, но есть и те, кто особым качеством себя не утруждает и за которых потом приходится оправдываться перед музыкантами. Не стоит по нескольким отрицательным примерам и мнениям некомпетентных гитаристов, никогда не видевших высококлассных инструментов, судить обо всех мастерах сразу. Не ленитесь сравнивать, побывайте у нескольких человек, найдите профессионала, и я уверен, что вы не пожалеете.
В последнее время многие стали употреблять звучные музыкальные термины, смутно понимая их истинный смысл. Одним из таких терминов является слово vintage. Ошибочно полагать, что оно обозначает старый инструмент vintage - коллекционный инструмент. Разница между старой и коллекционной гитарой, как между небом и землей. Коллекционеров интересует не звук, а первоначальное состояние инструмента. Для них лучше, если на гитаре стоит комплект струн, установленный еще на фабрике. Стоит только заменить на гитаре, например 1957 года выпуска, колки или лады, она автоматически перестает быть коллекционной. Собирателям старины совсем неважно из чего сделан инструмент - ясень, ольха или сосна ( а таких было немало), лишь бы на нем стояли пусть и не звучащие, но "родные" звукосниматели. На коллекционных инструментах никто и никогда не играет. Их место за стеклянными витринами частных собраний. Даже если попытаться поиграть на них, то звучать они будут весьма посредственно, т.к. являются обычными серийными инструментами. Удобство в игре, богатство звука и стабильность к гитарам категории vintage не имеют ни малейшего отношения. Цены на коллекционные инструменты исчисляются пятизначными цифрами, так что, когда вам обещают привезти нечто подобное, да еще показывают фотографию в журнале с аналогичным названием, воспринимайте это как шутку. Все инструменты, чьи фотографии находятся в соответствующих уважаемых изданиях находятся в частных коллекциях и с ними вряд ли захотят расстаться. Не думаю, что в нашей стране можно найти хотя бы один инструмент категории vintage, да и где взять любителя собирать неиграющие гитары стоимостью от 30.000$.
Нередко в разговоре с коллегами или мастером гитаристы (бас-гитаристы) произносят фразы, являющиеся характерным заблуждением, несмотря на кажущуюся правдоподобность. Например: "У меня был или есть хороший старый... (следует название поточной модели какой-либо фирмы) с отличным звуком, но хочется что-то новое". Или: "Конечно поточные инструменты звучат не очень, но я в свое время смог выбрать действительно хорошо звучащую модель". Смысл второй фразы аналогичен выражению, что на "запорожцах" ездить нельзя, но вот мой не хуже "мерседеса". Что касается выпуска инструментов семидесятых и более ранних годов выпуска, то у них есть единственное преимущество перед современными - их древесина действительно высохла и, будем надеяться, разыграна, что к сожалению еще не гарантирует хорошего звука. Остальные составляющие гитары (колки, лады, обязательно звукосниматели) надо менять. При этом останется неудобный профиль грифа, характерный для инструмента выпуска до восьмидесятых годов, и исправить его будет затруднительно, так как неизвестно, где находится анкер. Даже если проделать все вышеописанное, мы вряд ли получим результат значительно лучше среднего. Изначально не самый качественный материал, используемый на серийном производстве, гарантирует отсутствие богатого звучания. Не надо думать, что фирмы, выпускающие инструменты, занимаются благотворительностью, или их руководство настолько простодушно, что допускает выпуск на потоке действительно серьезных гитар. Возможно, с экономической точки зрения на Западе имеет смысл переделывать старые инструменты, но в российских условиях соотношение цена/качество будут не лучшими. Цена такого инструмента с грамотными доработками явно выйдет за границу 2000$, а за эту сумму можно с учетом пожеланий музыканта заказать гитару принципиально лучшего уровня. Тем не менее, не следует относиться к поточным фирменным инструментам, как к заведомому браку. Они звучат именно на ту сумму, которую вы за них платите. Цена хорошего профессионального инструмента за границей России значительно выше 1.5-2 тысяч долларов и выпускать их на потоке просто нерентабельно.
Иван Казаков (гитарный мастер).
Статья предоставлена журналом Music Box: http://www.musicbox.ru
E-mail: musicbox@glasnet.ru