ГИТАРА-ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

Категории раздела
статьи на гитарную тему [21]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » статьи на гитарную тему

Назад к основам: использование педалей эффектов

Порядок соединения педалей

Там, где есть правила, есть, разумеется, и исключения из этих правил. Давайте сначала разберёмся с правилами, а потом перейдём к исключениям – а так же нескольким способам, с помощью которых изобретательные музыканты полностью обходили общепризнанные правила.

 Основным правилом при соединении цепи педалей является помещение в первую очередь звуковых фильтров и эквалайзеров (то есть сигнал с гитары идёт напрямую в них), затем изменяющих АЧХ педалей, таких как овердрайв и дисторшн, затем модуляционных педалей, таких как хорус и флэнджер, и в последнюю очередь устройств задержки, добавляющих эхо или реверберацию (в таком порядке, если у вас оба этих устройства).   

Часто встречается вариант этой схемы, но он работает только с педалями определённого типа. Суть его в перемене местами второй и третьей позиции приведённой выше цепи. Некоторые модуляционные педали, такие как винтажные аналоговые хорусы, фейзеры или педали Uni-Vibe и их клоны, выполняют свою функцию лучше, если их поместить перед овердрайвом или фуззом. По большей части это происходит от того, что их функциональность и звучание основаны на принципе фильтрации при сдвиге звука. Они могут потрясающе звучать, находясь перед педалью овердрайва, но при обработке уже искажённого сигнала они дают достаточно грубый звук.  

 Мы будем относить педали wah-wah к звуковым фильтрам и эквалайзерам, хотя на самом деле это так и есть. В большинстве случаев, они наилучшим образом работают в самом начале цепи, получая сигнал напрямую от гитары. Так их использовали все – от Джими Хендрикса до Эрика Джонсона, Ингви Мальмстина и Дж. Маскиса. Но некоторые поступают немного по-другому: Карлос Сантана, например, перед педалью wah-wah помещал Tube Screamer, Брайан Мэй сперва подключает бустер для высоких частот, а Стив Вай ставит педали wah-wah до и после Boss DS-1 Distortion. Ваше решение будет зависеть от того, хотите ли вы исказить уже колеблющийся звук (то есть, сначала wah-wah, затем овердрайв) или подвергнуть колебаниям уже искажённый. Лучший способ решитьпопробовать оба варианта.

 Педали фузза – ещё одна проблема: многие винтажные педали замечательно взаимодействуют с гитарой – касаемо динамики, медиаторной атаки и управления громкостью – если их поставить на первое место в цепи. Однако во многих случаях использования педали wah-wah, квакушку захочется поставить перед фуззом. По правилам wah-wah должна идти первой, но опять-таки же, решайте сами.

 Устройства задержки обычно идут последними в цепи – вы же хотите, чтобы уже полностью подгруженный и модулированный звук обрабатывался «космическими» эффектами добавления эхо или реверберации. Такой порядок обработки позволяет добиться высокого качества воспроизведения и наибольшей глубины для каждого эффекта. Перемена может, с другой стороны, помочь созданию именно тех странных и необычных звуков, которые и обеспечат то звучание, что вы так долго искали. Поэтому, не бойтесь экспериментов (но проверьте руководства по эксплуатации, чтобы убедиться в том, что педаль не выйдет из строя, если перед ней поместить ещё что-либо). Опять-таки же, работа определённых компонентов вынудит вас нарушить привычный порядок цепи. Например, если вы получаете подгруженный звук из канала lead, на усилителе с переключаемыми каналами, а не через педаль овердрайва/дисторшена, и реверберация и/или эхо добавляются при помощи отдельных педалей или внешних устройств, то вы столкнётесь с небольшими затруднениями. У многих таких усилителей есть «петля эффектов», в которую и надо подключать устройства задержки, так как для этого она и предназначена (и снова, читайте инструкцию, чтобы быть уверенным в том, что уровень сигнала не будет перегружать усилитель – поэтому регулируйте уровень громкости соответственно). Если в вашем усилителе нет петли эффектов, но вы всё-таки хотите получить подгруженный звук из хай-гейнового канала, вам придётся решить, на какой компромисс идти.   

Если вы используете более одной педали эффектов каждого типа, то вам наверняка придётся в чём-то идти на компромисс. Пробуйте, экспериментируйте и работайте с тем, что получилось, чтобы создать лучший звук, подходящий для вашей музыки. Знать правила – это хорошо, но не стоит ими ограничиваться, тем более, если их нарушение способствует получению желаемых вами звуков. Даже Джими Хендрикс шёл на компромиссы – но он так же, наверняка, и много раз нарушал правила. Его легендарная цепь выглядела так: гитара—> Vox Wah-Wah—> Fuzz Face—> Octavia—> Uni-Vibe. Другими словами, получается, что это фильтр/эквалайзер, педаль, меняющая АЧХ, фильтр, педаль модуляции. Сработало ли это в его случае? А как думаете сами?!

Стерео педали

 Многие педали дилея и хоруса, а так же ещё некоторые, имеют стерео выход, который позволяет полностью выжать из этих педалей всё то, для чего они и предназначены. Конечно, если у вас один усилитель, то вы будете использовать моно выход. Но с двумя усилителями и стерео педалью вы, очевидно, один подключите к левому каналу, а другой – к правому, но не всё может быть настолько простым. В цепях эффектов, состоящих из многих педалей, могут произойти конфликты между педалями при определении порядка подключения – возможно, вы предпочтёте использовать стерео хорус или педаль Uni-Vibe до овердрайва, но вам так же может захотеться по-полной использовать возможности стерео. В идеальном случае, вам следует подключить стерео педаль последней в цепи, но при указанном выше сценарии вам предстоит решить, помещать ли овердрайв после одного из стерео выходов, а другой канал оставить чистым, или пойти на компромисс и поместить педаль овердрайва перед стерео педалью. Или вообще купить вторую педаль овердрайва… и пытаться управиться с одновременным переключением обеих педалей!

Также могут возникнуть конфликты и при использовании двух стерео педалей в цепи. Например, более сложно устроенные педали стерео дилея и реверберации используют ещё и стерео входы. Это облегчает подключение перед ними, например, стерео хоруса – вы получаете стерео эффект от обоих устройств. В противном случае вам бы пришлось решить, какой звук более критичен для вас – стерео хорус, стерео эхо или стерео реверберация. Попробуйте все варианты и остановитесь на том, который менее всего ограничивает ваш звук. 

Разделение цепи

Иногда бывает необходимо разделить цепь, чтобы получить асимметричный, неидентичный (т.е. не стерео) сигнал от двух усилителей. Представьте, что в вашем педалборде следующие педали: компрессор –> стерео вибрация –> овердрайв –> эхо. С двумя усилителями можно послать сигнал с левого выхода педали вибрато в усилитель 1, а сигнал с правого выхода педали – к остальным педалям, а затем в усилитель 2. При нажатии педали овердрайва, которая находится после педали вибрато, вы получаете кранч и lead-звучание в усилителе 2, но в 1 усилителе сохраняете стеклянный и чистый звук для придания большей чёткости. Или настройте небольшой кранч в усилителе 1, чтобы добавлять объём в чистый звук ритм-партий, и при включении овердрайва вы получите плотный богатый звук для игры соло. В результате, в усилителе 2 у вас получится сигнал с нелинейными искажениями от педали и более мягкий сигнал, с нелинейными искажениями от самого усилителя, в усилителе 1.  

Если у вас два не одинаковых усилителя или один большой и один маленький усилитель, попробуйте использовать маленький, менее мощный из двух, усилитель как усилитель 1 (с подачей более раннего сигнала), прибавив на нём громкости для получения натурального звучания перегруженных ламп. Очень часто это замечательно работает в паре с большим усилителем с чистым звучанием, которое опять-таки же можно подгрузить при помощи педали овердрайва. Многие музыканты так и нашли своё знаменитое звучание, используя подобную несовпадающую настройку усилителей, например, Кит Ричардс из Rolling Stones часто использовал в студии подгруженный Fender Champ и чистый Twin.

Параллельные пути

Так же можно использовать несколько путей прохождения сигнала с всего лишь одним усилителем, если в усилителе есть два канала или даже два входа. Скажем, вам необходима чёткость и прозрачность в звуке, даже когда вы используете подгруженный звук для игры соло, и вам подходит сочетание перегруженного/чистого звучания усилителя, описанное выше. С двухканальным усилителем (это усилитель с двумя независимыми каналами, а не с переключателем каналов) вы делите сигнал перед педалью овердрайва/дисторшена и одну часть посылаете в первый канал для получения чистого звука, а вторую – к остальным педалям и затем во второй канал. Даже два канала в одном и том же усилителе, но с разным гейном и параметрами эквалайзера могут выдать более богатый и «сложный» звук, чем один канал (Примечание: когда будете пробовать, убедитесь, что два канала работают синфазно; если у вас получается тонкий и «пустой» звук при одновременной работе двух каналов, это значит, что один из них скорее всего сдвинут по фазе. Некоторые педали переворачивают сигнал, поэтому разделение сигнала перед такой педалью может вызвать такую проблему; кроме того, на усилителях Fender blackface/silverface 60-х и 70-х годов каналы сдвинуты по фазе относительно друг друга – разделение сигнала может поправить это или оставить, как есть. Вам придётся поэкспериментировать, чтобы узнать, что работает лучше. Можно ещё использовать вход 1 и вход 2 в усилителе с одним каналом, но двумя входами для достижения похожих результатов).

Педаль петли эффектов

 Петлевые педали, которые просто выполняют разводку сигнальной цепи при помощи ножного переключателя с выбором одной, дух или более петлей, могут быть полезны, если у вас задействовано много эффектов, но вы не хотите, чтобы сигнал шёл всегда через все педали и из-за этого качественно ухудшался. Если вы используете педали, которые вносят шум даже в выключенном состоянии, или которые урезают верха, низы и вообще ухудшают качество звука, когда они не включены, петлевая педаль – самое лучшее средство для исправления ситуации. Вы можете использовать любое количество педалей в пределах одной петли и убирать их из цепи тогда, когда они вам не нужны. Необходимо соединить кабелем выход петлевой педали «send» и вход первой педали петли, затем выход с последней педали подсоединить ко входу петлевой педали «return». Все педали, которыми вы часто пользуетесь, и которые не создают фон и не ухудшают звук – хороший овердрайв или компрессор, например, - могут быть подключены перед петлевой педалью (то есть, между гитарой и петлевой педалью). Если у вас в петле всего одна педаль, держите её всё время включённой, но её ввод и вывод из сигнальной цепи осуществляйте при помощи ножного переключателя. Если у вас более одной педали в петле, вам нужно включить те эффекты, что вам нужны, перед началом песни (петлевая педаль выключена) и работать с ними уже при помощи петлевой педали, или ещё можно использовать петлевую педаль с несколькими петлями, чтобы все педали, задействованные в цепи, были во включённом состоянии.  

Буферы

 Сегодня очень много говорят про педали с «тру байпасом», и во многих случаях эта особенность является очень полезной. Термин «тру байпас» (его ещё можно назвать «аппаратным обходом») означает, что педаль передаёт сигнал напрямую от входа к выходу в выключенном состоянии, то есть сохраняет качество сигнала, а не пропускает его через часть схемы выключенной педали, как делает большинство педалей. Конечно использование большого количества педалей с «тру байпасом» всё ещё может ухудшить качество сигнала, даже если все педали выключены (особенно, когда они все выключены), потому что сигнал проходит по значительной длине проводов. Так же использование длинных проводов до и после цепи педалей с «тру байпасом» добавляет причину для потери качества сигнала.  Буфер качества, как самостоятельное устройство или встроенный в одну из педалей, может очень сильно исправить ситуацию. Это предусилитель с чистым, единичным усилением (низким гейном), который всегда находится во включённом состоянии и позволяет сигналу проходить значительное расстояние без потери громкости или тона. Если ваша гитара звучит более плоско и грязно в цепь педалей с «тру байпасом» (выключенных), чем напрямую в усилитель, хорошим средством может стать буфер.

Наконец, при использовании педалей эффектов не существует определённых правил, наоборот, существует множество вариантов «традиционной» настройки, да и из любых правил есть исключения. Экспериментируйте со всем, что у вас есть, помните об альтернативах и сами решайте, что подходит для вас и вашей музыки.  

По материалам Gibson.com
Категория: статьи на гитарную тему | Добавил: rockurock (10.03.2010)
Просмотров: 7790 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz