Когда речь заходит о покупке нового инструмента, многих гитаристов
начинают одолевать сомнения о правильности выбора той или иной гитары -
соответствует ли этот инструмент стилю исполняемой музыки или подходит
ли он к моей новой рубашке, и как правило, все эти метания
заканчиваются на - Что лучше, Stratocaster или Les Paul? Вот об этом и
пойдет речь в нашей статье. Fender Stratocaster. Fender
Stratocaster, появился на свет в начале 1950-х годов, недалеко от
Лос-Анджелеса в городе Фуллертон на заводе компании Fender Musical
Instrument Co. Над его созданием трудились - Лео Фендер, Фредди Таварез
и Билл Карсон. До того, как он обрел свои окончательные очертания и
характеристики, ему пришлось пройти большой путь проб и ошибок. Когда
первый страт появился в музыкальных магазинах США, он вызвал много
негодования и насмешек со стороны музыкантов, из-за того, что был
абсолютно плоским, т.е. без арочного топа, и конструкция его была
весьма незамысловатой - такую гитару мог собрать каждый мальчишка.
По-крайней мере, так думали они. Но не все так просто, как может
показаться. Когда Лео Фендер и компания разрабатывали концепцию
стратокастера, то самым главным критерием была - простота исполнения и
внешнего вида в сочетании с максимальным удобством. Так был изобретен,
пожалуй, самый удобный корпус в мире - Comfort Contour Body. Углы,
которые так часто упирались в ребра музыкантов, были сглажены и
инструмент идеально повторял контуры тела, что, несомненно, сказалось
на всех последующих производимых Лео инструментах. Эти новшества
коснулись P. Bass, Jazzmaster, а в дальнейшем и большинства именных
инструментов и других производителей гитар, которые стремились,
обеспечить музыкантам комфорт и удобство, но такого, им, конечно,
повторить не удалось. Следующим
новшеством было Synchronized tremolo. В отличии от популярной в то
время системы Bigsby, Synchronized tremolo имело литую станину, которая
крепилась на шести болтах, индивидуальные седла под каждую струну, с
возможностью отстройки мензуры и более стабильный ход, которому
способствовали пружины установленные с обратной стороны корпуса в
специальной фрезерованной нише, которая пряталась под пластиковой
панелью. Эта система тремоло, более стабильно держало строй, и было
легко в настройке. К тому же, в отличии от системы Bigsby и
устанавливаемых тремоло на гитары Jazzmaster, оно не гасило сустейн
инструмента и его звучание качественно выглядело лучше, что не могли
пройти мимо музыкантов. Другой
особенностью Fender Stratocaster, являются звукосниматели, количество
которых, в то время поразило не искушенных музыкантов. Возможность
варьировать звучание при помощи пяти-позиционного переключателя,
прельщало многих. Музыкант мог добиться неповторимого и не похожего
звучания. Бриджевый сингл, позволяет добиться яркого, искристого и
колкого звука, который так любят серф-рокеры. Во втором положении к
бриджему датчику подмешивается сигнал среднего сингла, и звук
становится более мягким, но сохраняет свой напористый, яркий характер.
В третьем положении переключателя активизируется только средний
звукосниматель, и звучание инструмента принимает более ярко-выраженную
середину. Следующее положение переключателя характеризует более плотный
и мягкий звук, нежели в предыдущих положениях и подмешивает к среднему
дачтику, нэковый. В пятом положении, окрас звука приобретает еще более
выраженные средние частоты и плотность. Этот вариант больше всех
импонирует гитаристам, использующим в своем творчестве Stratocaster.
Такое звучание прекрасно подходит для исполнения певучих блюзовых соло,
да и впринципе для большинства сольных партий, так как именно в этой
части корпуса, где располагается нэковый звукосниматель, колебание
струны достигает максимальной амплитуды. Другие характерные
особенности модели Stratocaster, включают в себя - гнездо, которое
крепиться на лицевой стороне корпуса, что предотвращает излом кабеля и
потерю его работоспособности. При таком расположении гнезда, инструмент
можно не боясь ставить к стенке, либо на стойку. Ручки управления
громкостью и тембром расположены рядом со звукоснимателями, что
предоставляет исполнителю больше удобства в процессе игры. Благодаря
всем своим характеристикам, Fender Stratocaster можно назвать самым
универсальным инструментом, что подтверждает история и практика.
Достаточно посмотреть, кто из великих использовал в своем творчестве
Stratocaster, среди них можно встретить такие имена, как - J. Hendrix,
P. Townshed, Eric Johnson, K. Hemmet, Jeff Beck, Eric Clapton и другие
известные на весь мир музыканты. Gibson Les Paul. Орвилл Гибсон начал производство инструментов примерно в 1890 году. Все его инструменты имели особенность, которой был
выпуклый (арочный) топ, которым обладали скрипичные инструменты. Это и
стало его визитной карточкой. Именно Орвилл Гибсон ввел такое понятие,
как анкерный стержень и впервые применил его в производстве, что теперь
является неотъемлемой частью всех гитар. Толчком к идее
разработки Les Paul стала растущая на Западе популярность Fender
Telecaster, которую так любили кантри и вестерн исполнители того
времени, впрочем, как и сейчас. Для Орвилла Гибсона, это была еще
неизученная территория, так как он был сконцентрирован на производстве
акустических инструментов, но растущая конкуренция с Fender, не давала
ему покоя, и он решил попробовать сделать свой вариант электрогитары. Орвилл
и команда потратили много времени и средств на то, чтобы понять
устройство цельнокорпусных гитар. Они постоянно пробовали различные
варианты использования древесины, боролись с плохим сустейном,
изобретая новую модель струнодержателя, и, в конце концов, ломали
головы над звукоснимателями, которые могли в полной мере передать
неповторимое звучание инструмента и насытить его обертонами. Через
некоторое время макет первого Les Paul был готов. Les Paul,
получил свое имя благодаря известному в 1950-х годах гитаристу Лестеру
Полфусу. Именно Лестер принимал непосредственное участие в разработке
гитары и ее популяризации. И, несмотря на последующие разногласия с
компанией Gibson, этот инструмент и по сей день носит его имя. Gibson
Les Paul, сделан из красного дерева с кленовым выпуклым (арочным)
топом, который придают звучанию большую глубину. Это является фирменным
отличием Gibson от остальных производителей гитар. Такая подборка
дерева обеспечивает плотное звучание с яркой серединой. Кленовый топ
компенсирует среднечастотные провалы красного дерева и придает звучанию
более напористый характер. В отличии от Fender Stratocaster, Орвилл
Гибсон ограничился лишь двумя звукоснимателями. Но это были не просто
звукосниматели. Каждый имел две катушки индуктивности, в то время, как
Fender использовал лишь одну. Наличие двух катушек в звукоснимателе,
позволяет добиться более плотного, объемного и громкого звучания. А
также избавляет исполнителя от фона, который издают синглы при
перегруженном сигнале. Наличие отдельной регулировки тембра и громкости
каждого звукоснимателя, дает возможность придать звучанию неповторимый
оттенок, а также Вы можете установить на каждый звукосниматель разный
уровень громкости и тембра, и переключаться между ними в процессе игры.
Эти дополнительные функции, позволят Вашему воображению реализовать
любые желания. Gibson Les Paul имеет вклеенный в корпус гриф, что
позволяет добиться большего сустейна, в то время, как гриф Fender
Stratocaster крепиться с помощью болтов, и обеспечивает более
сфокусированную атаку. Звучание Les Paul более густое и певучее, но в
тоже время именно такие характеристики придают инструменту уникальный
характер. На гитарах Les Paul нет тремоло, а установлен жесткий бридж
системы tune - o - matic, которому свойственен более плотный сустейн и
надежность строя. Ни при каких обстоятельствах этот бридж не даст
слабину, он надежен Арарат. Среди почитателей модели Les Paul, Вы
можете увидеть достаточно много имен сделавших историю музыки. Среди
них - Frank Zappa, J. Page, Zakk Wylde, Slash, Joe Perry и многие
другие. Итак, из всего вышесказанного можно сделать лишь один
вывод - все познается в сравненни. В этой ситуации нет лучше или хуже,
потому что именно Fender Stratocaster и Gibson Les Paul по сей день
являются иконами и культом, абсолютно для всех музыкантов. Эти две
гитары делали историю музыки вместе с их обладателями и прошли огонь,
воду и медные трубы, оставаясь верными до конца! автор: Киселёв Павел
|